Исследование Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проведенное в 2012 году, показало, что 32 миллиона детей в мире страдают от потери слуха. Только представьте себе – миллионы детей не слышат голоса родных, пение птиц и окружающие звуки! ВОЗ также заявляет, что 60% нарушений слуха (тугоухости) или полной его потери (глухота) у детей связаны с предотвратимыми причинами. Не до конца вылеченные инфекции, баловство, травма уха или несчастный случай могут отправить ребенка в мир тишины.
Нарушения слуха, особенно в раннем возрасте, приводят к проблемам с речью, задержке психомоторного развития. Если глухота врожденная, нередко она сочетается с отсутствием речи – формируется глухонемота. В этой статье мы расскажем вам о потере слуха у детей, ее причинах и способах ее предотвращения для обеспечения нормальной жизни ребенка.
Проблемы слабослышащих детей
Обратите внимание
Нарушение слуха (тугоухость) может быть легкой, умеренной или серьезной (глубокой) и может повлиять на оба или одно ухо. Серьезность нарушения слуха ребенка зависит от того, насколько громким должен быть звук, чтобы его услышал ребенок.
Ребенок считается слабослышащим, если нарушение находится между легкой и средней степенью, и у ребенка могут быть проблемы с восприятием речи при обычных разговорах и общении с окружающими. Когда у ребенка диагностируется легкая потеря слуха, и она ухудшается до глубокой потери слуха, это называется прогрессирующей тугоухостью или глухотой.
Ребенок с полной потерей слуха вообще не воспринимает любые окружающие звуки. Он не может слышать звуки любой частоты и использует для общения язык жестов. Глухота может быть классифицирована на три категории, основываясь на том, когда у ребенка развивается инвалидность:
- Предъязыковая глухота — когда ребенок вообще теряет способность слышать любые звуки, прежде чем он научится произносить слова или понимать их. Единственный способ, которым эти дети могут общаться с окружающими — это язык жестов.
- Постязыковая глухота — когда ребенок приобрел глухоту после того, как научился говорить и понимать слова. Уровень сложности слухо-речевых нарушений может зависеть от того, когда ребенок потерял способность слышать, и на каком этапе остановилось развитие его речи.
- Односторонняя глухота — это когда у ребенка нарушение слуха только на одном ухе (тогда речевые навыки не страдают), и двусторонняя глухота — это когда нарушение затрагивает сразу оба уха, что формирует проблемы с освоением речи.
Потеря слуха и глухота у детей представляют собой серьезную проблему, требующую внимательного подхода со стороны специалистов. Врачи выделяют несколько типов тугоухости: кондуктивную, сенсоневральную и смешанную. Кондуктивная тугоухость чаще всего связана с инфекциями уха или аномалиями его строения, тогда как сенсоневральная может быть вызвана генетическими факторами или повреждением слухового нерва. Важно отметить, что ранняя диагностика играет ключевую роль в коррекции слуха. Современные методы, такие как слуховые аппараты и кохлеарные импланты, позволяют существенно улучшить качество жизни детей с нарушениями слуха. Врачи подчеркивают необходимость комплексного подхода, включающего не только медицинские, но и реабилитационные меры, что способствует успешной социализации и развитию ребенка.
Типы потери слуха у детей
Потеря слуха может быть трех типов, в зависимости от того, что является причиной нарушения.
- Кондуктивная потеря слуха. Когда у слухового анализатора есть проблема с эффективным проведением звуковых волн от наружного слухового прохода до барабанной перепонки и слуховых косточек (три небольших кости внутри полости среднего уха), это именуется как кондуктивная потеря слуха. Обычно подобный тип глухоты происходит, когда что-то влияет на прохождение звуковых волн в ушном канале. Средний отит является одной из наиболее распространенных форм кондуктивной потери слуха у детей. Средний отит — это воспаление среднего уха, зачастую с накоплением серозной или гнойной жидкости внутри. Кондуктивная потеря слуха обычно частично влияет на качество слуха. Детям с кондуктивной потерей слуха будет трудно слышать некоторые звуковые частоты.
- Нейросенсорная тугоухость. Подобный вид расстройств слуха возникает, когда повреждено внутреннее ухо ребенка или нервы, идущие от внутреннего уха до мозга. Это наиболее распространенный тип постоянной потери слуха, из-за которого трудно расслышать слабые, негромкие звуки. Даже если речь громкая, дети могут просто услышать приглушенные неясные звуки. Это нарушение слуха у детей может быть вызвано болезнями, травмой головы, воздействием громкого шума, побочными эффектами лекарств или генетикой.
- Смешанная потеря слуха. Иногда кондуктивная потеря слуха и нейросенсорная глухота могут возникать вместе. Это означает, что может быть повреждено как внутреннее, так и среднее ухо ребенка, таким образом, влияние на слуховые способности является комбинированным.
- Нарушения слуховой обработки в коре («мозговая» глухота). Нарушения слуховой обработки – это патология, при которой у мозга возникают трудности с обработкой или преобразованием звуков в значимые сообщения, такие как слова или речь. Ребенок также может испытывать трудности с пониманием, откуда поступают звуки.
Потеря слуха также может быть отнесена к высокой и низкой частоте плохо воспринимаемых звуков:
- Когда у человека возникают проблемы со слухом в пределах диапазона слышимости 2000 — 8000 герц, это называется высокочастотной потерей слуха. Этот тип потери слуха может быть вызван старением (отосклероз), воздействием громкого шума, генетики, использования определенных токсичных лекарств и болезней, влияющих на внутреннее ухо.
- Низкочастотная потеря слуха может быть результатом нейросенсорной тугоухости, что затрудняет восприятие звуков с частотой 2000 герц или ниже.
Другим типом потери слуха, хотя и нечастым, является флуктуирующая потеря слуха у детей. Она может развиваться у изначально здоровых детей или тех малышей, которые имеют определенные слуховые расстройства.
Причины потери слуха у детей
Потеря слуха может быть врожденной (из-за нарушений развития слухового анализатора внутриутробно) или приобретенной из-за повреждения барабанной перепонки, вызванного инфекцией, воспалением или любым другим заболеванием.
Потеря слуха у детей — это серьезная проблема, которая может повлиять на их развитие и социализацию. Существует несколько типов тугоухости: кондуктивная, сенсоневральная и смешанная. Кондуктивная тугоухость связана с нарушением передачи звуковых волн, тогда как сенсоневральная возникает из-за повреждения слухового нерва или внутреннего уха. Причины могут варьироваться от генетических факторов и инфекций до травм и воздействия токсичных веществ.
Методы коррекции слуха зависят от типа и степени потери. В некоторых случаях достаточно слуховых аппаратов, которые помогают улучшить восприятие звуков. В более сложных ситуациях может потребоваться кохлеарная имплантация. Важно, чтобы родители вовремя обращались к специалистам, поскольку ранняя диагностика и лечение существенно повышают шансы на успешную адаптацию ребенка в обществе. Поддержка со стороны семьи и образовательных учреждений также играет ключевую роль в процессе реабилитации.
Врожденная потеря слуха
Как уже упоминалось, врожденная потеря слуха определяется с рождения и может быть обусловлена генетическими или негенетическими факторами.
Обратите внимание
Около 75% случаев врожденной потери слуха являются генетическими или наследственными, в то время как остальные являются дефектами индивидуального внутриутробного развития (инфекции, токсины, лекарства).
Давно известно, что более 50% всех проблем с потерей слуха происходят из-за генетических факторов. Генетическая потеря слуха может быть далее разделена на:
- Аутосомно-рецессивную потерю слуха, когда ребенок получает два ненормальных или рецессивных гена, по одному от обоих родителей; 70% генетических случаев потери слуха связаны с этим.
- Аутосомно-доминантную потерю слуха, когда ребенок получает ненормальный ген от одного из родителей, у которого также может быть потеря слуха; 15% случаев генетического нарушения слуха связаны с этим.
Врожденная потеря слуха также может возникать из-за негенетических факторов, таких как:
- Недоношенность тяжелой степени (вес в пределах 1000 г или менее);
- Низкий вес при рождении;
- Материнский диабет;
- Материнские инфекции, вызванные вирусами, такими как вирус простого герпеса, вирус краснухи, кори или цитомегаловирус;
- Токсины в организме, например, алкоголь, потребляемый матерью во время беременности;
- Родовые травмы;
- Токсемия во время беременности.
Приобретенная потеря слуха
Приобретенная потеря слуха — это когда у ребенка, который имел нормальные слуховые способности при рождении и после него определенный период жизни, развивается нарушение слуха по одной или нескольким из следующих причин:
- Инфекции наружного, среднего либо внутреннего уха, которые распространены среди детей;
- Ветряная оспа, корь, грипп;
- Травма головы или костей слухового анализатора, перепонки;
- Менингит или развитие энцефалита;
- Лекарства, которые обладают ототоксичностью;
- Воздействие громкого шума в очень молодом возрасте (в театрах, на вечеринках или других мероприятиях).
Этот тип потери слуха может возникнуть в любом возрасте. У некоторых детей также может развиться внезапная потеря слуха, хотя это бывает редко. Подобный тип потери слуха обычно является нейросенсорным и указывает на проблему с внутренним ухом, внешней его частью или всем органом в целом.
Признаки потери слуха у детей
Когда ребенок не реагирует на звонок, речь родителей или резкие звуки, можно подумать, что он игнорирует обращенные к нему слова. Однако, при систематическом повторении подобного стоит подозревать, что есть проблемы со слухом. Частичная или полная утрата способности воспринимать звуки является признаком потери слуха. Но как узнать, если ребенок не говорит об этом?
Стоит проследить за общими признаками проблем со слухом у детей. Если у ребенка имеется потеря слуха, он может:
- Плохо формировать речевые способности, имеет ограниченный словарный запас и трудности в разговорной речи;
- При обращенной к нему речи, если не видит говорящего, он просто не отвечает;
- Кажется невнимательным и рассеянным;
- Включает громкость на телевизоре посильнее;
- Имеет трудности в обучении, часто не отвечает в классе;
- Часто переспрашивает, недослышит обращенную к нему речь, задает вопросы «что?» или недопонимает слова.
Также дети, которые плохо слышат, склонны придвигаться вплотную к говорящему; могут также повернуть одно ухо, чтобы лучше слышать, пытаются читать по губам то, что им говорят. В разговоре часто отвечают нерелевантными или неуместными ответами на вопрос, смотрят напряженно на лицо говорящего или сосредоточенно, как будто они пытаются понять смысл слов по мимике.
Иногда ребенок жалуется на боль в ушах или на появление звуков, которые другие не слышат. Он пытается копировать или подражать другим, глядя на них, особенно в классе, когда учитель дает вслух инструкции.
Если родители подозревают, что слуховые способности ребенка не такие, какими они должны быть, нужно немедленно обратиться к ЛОР-врачу.
Диагностика у детей
Врачи используют широкий спектр методов оценки и тестирования, чтобы определить, есть ли у ребенка нарушение слуха, и насколько оно серьезное. Все новорожденные должны пройти аудиологический скрининг еще в роддоме с помощью портативного аппарата, который приставляется к каждому уху. Кроме того, педиатры рекомендуют детям пройти аудиологический скрининг:
- Перед поступлением в школу в рамках медкомиссии;
- В шесть, восемь лет и десять;
- В период полового созревания.
Скрининговые тесты различны для младенцев и детей:
- Слуховой ответ ствола мозга (СОСМ) является одним из наиболее распространенных тестов, проводимых для проверки слуховых способностей у новорожденных. Тем не менее, эти скрининговые тесты могут не выявить слабых или умеренных нарушений слуха у младенцев. Другим распространенным тестом является отоакустическая эмиссия, которую можно проводить у спящего младенца или детей, которые достаточно взрослые, чтобы сидеть тихо и спокойно. При этом в ушной канал помещается небольшой зонд, подключенный к компьютеру, для проверки эхо-ответа.
- Измерение слуховых вызванных потенциалов или тест САЕР: при этом врач использует наушники и миниатюрные электроды для проверки правильности функционирования слухового пути к стволу мозга. Это может быть сделано у детей всех возрастов и не требует специальной подготовки ребенка.
- Тимпанометрия — это диагностическая процедура, которая позволяет врачам увидеть, как движется барабанная перепонка, когда звук проходит через ушной канал. Обычно это сопровождается визуальным осмотром уха для проверки здоровья органа.
- Мышечный рефлекс среднего уха (MEMR), также известный как акустический рефлекторный тест, проверяет, насколько хорошо ухо реагирует на громкие звуки, вызывая рефлекс. Мягкий резиновый наконечник помещается в ушной канал, чтобы проверить рефлексы уха, подвергая его воздействию звуков при различных децибелах.
Лечение потери слуха у детей
Лечение потери слуха или тугоухости зависит от того, насколько серьезным является нарушение, и когда ребенок потерял способность слышать. Педиатр может назначать такие лекарства, как антибиотики, если проблемы со слухом провоцируют инфекции уха. В случае среднего отита врачи порекомендуют подождать и понаблюдать, нередко тугоухость проходит через некоторое время Медицинские манипуляции могут помочь в лечении некоторых видов незначительных нарушений слуха, вызванных серными пробками или инородными предметами, блокирующими ушной канал.
Слуховой аппарат — это внешнее устройство, которое крепится к уху и идеально подходит для слабой и умеренной потери слуха. Слуховые аппараты используются, чтобы помочь детям с нейросенсорной потерей слуха, поскольку ее нельзя вылечить с помощью лекарств или хирургического вмешательства.
Кохлеарный имплантат — это хирургически имплантированное устройство, которое помогает преобразовывать звуки в электронные импульсы, которые затем передаются через внутреннее ухо. Родители могут выбирать из различных моделей и разновидностей слуховых аппаратов в зависимости от их стоимости и использования. Кохлеарные имплантаты идеально подходят для глубокой потери слуха или глухоты.
Предотвращение потери слуха у детей
Приобретенной потери слуха можно избежать, если принять некоторые меры предосторожности, чтобы минимизировать риски. Нужно стараться не подвергать ребенка громким шумам или прослушиванию громкой музыки в раннем возрасте, чтобы не повредить барабанную перепонку. Нельзя разрешать детям пользоваться наушниками, пока им не исполнится от шести до семи лет.
Не стоит позволять ребенку играть с крошечными игрушками или предметами, которые можно положить в ухо. Посторонние предметы внутри слухового прохода могут повредить его. Когда посещаются места с громкой музыкой, такие как концерт, спортивные мероприятия или фейерверки, нужно использовать защитные наушники или беруши для снижения уровня шума.
Для родителей ребенка с потерей слуха
Жить с ребенком с нарушениями слуха нелегко. Есть несколько советов, которые могут помочь родителям и ребенку справиться с потерей слуха:
- Раннее вмешательство и лечение. Первое, что нужно сделать, это немедленно отвести ребенка к специалисту. Правильный диагноз важен, чтобы выбрать необходимый курс лечения, поскольку ни один метод лечения или вмешательства не работает одинаково для всех.
- Изучение языка жестов. Когда ребенок страдает полной потерей слуха или глухотой, язык жестов является единственным способом общения. Нужно обратиться за помощью к профессионалу, чтобы помочь своему ребенку и вам быстро выучить язык.
- Специальное образование. Есть специальные школы и учреждения для детей с потерей слуха. Нужно поговорить с преподавателем языка жестов или найти местное сообщество, которое может помочь узнать об этих школах, чтобы ребенок мог получить образование.
- Социальная и эмоциональная поддержка. В случае предъязыковой глухоты у ребенка нет возможности выучить разговорный язык. При постъязыковой глухоте ему трудно общаться, несмотря на то, что он умеет говорить. Это может повлиять на ребенка эмоционально и социально. Даже легкая или умеренная потеря слуха может повлиять на школьную и общественную жизнь. Исследование показало, что дети с потерей слуха имеют тенденцию работать хуже по сравнению с детьми с нормальным слухом. Именно в такие моменты ребенок может использовать всю поддержку, которую он может получить от родителей.
Борьба с глухотой является сложной задачей, так как родители не знают, как общаться с ребенком. Ребенок не слышит групповой разговор или может иметь проблемы в общении.
Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель
Вопрос-ответ
Какие виды глухоты бывают?
Кондуктивная глухота Нейросенсорная глухота Наследственная глухота Врожденная глухота Детская глухота Приобретенная глухота Возрастная (старческая) глухота
Каковы причины потери слуха?
Основными причинами снижения слуха являются: Генетические или врожденные дефекты, Чрезмерно длительное воздействие шума (стройка, рок-музыка, стрельба, и т. Д. ), Ототоксичное воздействие лекарств или лечебных процедур (антибиотики, химиотерапия, облучение).
Почему у детей пропадает слух?
Причинами могут послужить: ОРВИ, грипп, отит, скарлатина, корь, менингит, инфекционный паротит, черепно-мозговая травма, а также прием некоторых лекарственных препаратов. Снижение слуха может быть временным, например, при насморке или отите ребенок начинает слышать нормально спустя 3-4 недели после выздоровления.
Какие бывают нарушения слуха у детей?
Кондуктивная тугоухость Потеря слуха, вызванная нарушениями в наружном или среднем ухе, называется кондуктивной тугоухостью. Нейросенсорная тугоухость Повреждение внутреннего уха называется нейросенсорной тугоухостью. Смешанная тугоухость
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно проверяйте слух вашего ребенка. Раннее выявление проблем со слухом может значительно улучшить шансы на успешную коррекцию. Обращайтесь к специалистам для проведения аудиометрии, особенно если замечаете, что ребенок не реагирует на звуки или часто переспрашивает.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на окружающую среду. Создайте для ребенка комфортные условия для общения, минимизируя шумовые помехи. Это поможет ему лучше воспринимать звуки и улучшит его коммуникационные навыки.
СОВЕТ №3
Изучите доступные методы коррекции слуха. Существуют различные варианты, такие как слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Обсудите с врачом, какой метод будет наиболее эффективным для вашего ребенка, учитывая его индивидуальные потребности.
СОВЕТ №4
Поддерживайте эмоциональное состояние ребенка. Потеря слуха может вызывать у детей чувство изоляции и тревоги. Обеспечьте ему поддержку и понимание, а также вовлекайте в группы общения с другими детьми, имеющими схожие проблемы, для улучшения социализации.