Пн-Пт: 09.00-18.00,
Сб-Вс: выходной
Адрес: ул. Гикалова, д. 2

Сенситивные периоды дошкольника по М. Монтессори

Человек, даже весьма далекий от педагогики, наверняка не раз отмечал, что в определенные периоды дошкольник наиболее восприимчив к получению новых знаний и умений. Педагог Мария Монтессори (Италия), прославившаяся своей уникальной авторской методикой, выделяла в развитии ребенка шесть основных сенситивных периодов – фаз, когда он максимально открыт к познанию.

Помните, как, заинтересовавшись какой-то информацией, книгой, статьей, вы могли «с головой уйти» в чтение, а спустя много лет с легкостью воспроизводили прочитанный текст?

Любой ребенок в течение примерно первых шести лет жизни активно поглощает информацию из окружающей среды. Его восприятие ничем не ограничено — ему интересно абсолютно все: из чего сделан дом, почему дует ветер, как родители относятся друг к другу, что написано в книжке. Задача взрослого — максимально использовать сенситивные периоды развития, дать малышу полную информацию о нашем мире, чтобы заложить прочные основы будущей личности.

Опыт первых трех лет жизни ребенка особенно важен для его дальнейшего развития. Согласно методике М. Монтессори, это первая фаза периода «впитывающего ума», когда ребенок учится бессознательно.

Возраст от трех до шести лет – лучший сенситивный период для развития способностей, малыш в это время поглощает информацию осознанно, бесконечно задавая вопросы и настаивая на ответах (вторая фаза «впитывающего ума», по Монтессори). Если взрослый будет внимателен, то сможет понять, что «заложено» в нем, каковы его врожденные интересы. Родителям и педагогом необходимо это знать, чтобы максимально помочь развитию его способностей.

На этой странице вы сможете ознакомиться с общей характеристикой сенситивных периодов в развитии ребенка, предложенной Марией Монтессори.

Общее понятие о сенситивных периодах

Вы помните, как, взявшись однажды за изучение чего-то, вы вдруг почувствовали, что уже «слишком стары» для этого? Что груз прожитых лет мешает вам постигать новое?

Под понятием сенситивных периодов подразумеваются определенные чувствительные фазы, когда дошкольник очень легко постигает и накапливает какие-то определенные знания.

Сенситивные периоды наступают у разных детей в разном возрасте, но наступают непременно — и у всех.

Особенность каждого из сенситивных периодов заключается в том, что он имеет начало, момент наивысшего выражения чувствительности («пик») и завершение. Хотя некоторые фазы неизбежно накладываются друг на друга, их «пики» никогда не совпадают.

Любой сенситивный период можно легко наблюдать, особенно в высшей точке его развития.

Очень важно, чтобы взрослые могли распознать эти сенситивные периоды развития ребенка дошкольного возраста и вовремя помочь малышу постичь каждое умение в наилучший для этого момент.

Вы получили задание, сосредоточились — и результат не заставил себя ждать. Более того, вы получили истинное удовольствие от эффективности и быстроты выполнения работы.

Ребенок отличается сильной врожденной потребностью к концентрации внимания на одном предмете в определенный промежуток времени.

Эта способность ребенка позволяет ему полностью погрузиться в изучение чего-либо. Если его не прерывают, он может так работать в течение длительного периода.

Находясь в сенситивном периоде, дети дошкольного возраста постоянно повторяют какие-либо действия и бывают настолько поглощены своим занятием, что все прочее их совершенно не интересует.

Если обстановка, окружающая малыша, соответствует его сенситивному периоду, он обучается и развивается гораздо лучше, чем в любом другом случае. Но если ребенок находится в сенситивном периоде, а его слишком ограничивают и сдерживают его желание учиться, проблем не избежать.

Врачи отмечают, что сенситивные периоды, описанные М. Монтессори, играют ключевую роль в развитии дошкольников. В этот период дети особенно восприимчивы к обучению и освоению новых навыков. Специалисты подчеркивают, что важно создать подходящую среду, где ребенок сможет свободно исследовать и экспериментировать. Например, в возрасте от 0 до 6 лет дети активно развивают моторные навыки, что требует предоставления им возможности для самостоятельной деятельности. Врачи также акцентируют внимание на том, что игнорирование этих периодов может привести к трудностям в дальнейшем обучении и социализации. Таким образом, поддержка и понимание особенностей развития детей в сенситивные периоды являются важными аспектами работы с дошкольниками.

Сензитивные периоды развития детей. Монтессори вебинарСензитивные периоды развития детей. Монтессори вебинар

Основные виды сенситивных периодов развития по Монтессори

К основным видам сенситивных периодов, выделенных Марией Монтессори, относятся:

  • чувствительность к порядку;
  • чувствительность к языку;
  • чувствительность к движению;
  • чувствительность к социальным аспектам жизни;
  • чувствительность к малым предметам;
  • стремление учиться с помощью органов чувств.

Чувствительность к порядку. Вам приятно находиться в аккуратно убранной комнате, где вы спокойно можете найти любую вещь? Ребенок очень чувствителен к порядку. Главная характеристика данного сенситивного периода – стремление поместить каждый предмет в своем мире на определенное место, только так он может быть уверен в себе, ему крайне важен и привычный режим дня. Малыша весьма волнует любое изменение в его жизни, касается оно распорядка дня или перестановки мебели в комнате. Он может даже расплакаться, когда что-то находится на необычном месте, хотя сам и не знает толком причины своих слез.

Чувствительность к языку. Помните, как в школе вы изучали иностранные языки? И если у вас не было ярко выраженных способностей к изучению языков, сколь трудным был ваш путь познания?

А вот ребенок с момента рождения слышит наши голоса, видит движения губ и языка и постоянно «впитывает» всю слуховую и зрительную информацию. К шести годам он овладевает любым произношением, имеет достаточный словарный запас, умеет строить предложения — причем количество используемых языков, как правило, не играет роли (например, в многоязычных семьях, что отнюдь не редкость в наше время).

Трудно переоценить значение его общения с взрослыми в это время: закладываются основы интеллектуального развития. Монтессори была убеждена: взрослым крайне важно беседовать с малышом, постоянно использовать новые слова и давать ребенку возможность самому применять их в повседневной жизни, обогащая свою речь.

Чувствительность к движению. Вы только что научились кататься на лыжах или коньках. С каким удовольствием вы вновь и вновь повторяли свои движения, наслаждаясь ими!

Ребенок учится, многократно повторяя свои действия. Основная причина этого явления — его врожденный интерес ко всему новому, в том числе к новым движениям. Но это для малыша единственная возможность освоить их в полной мере.

В этот период своей жизни он ходит ради самой ходьбы, воспринимает ее как наиболее увлекательное занятие, поэтому он постоянно в движении. Ребенок наслаждается новыми ощущениями, своей независимостью, возможностью воздействовать на окружающий мир и, значит, лучше осваивать его.

Сенситивные периоды в развитии дошкольников, согласно М. Монтессори, представляют собой уникальные моменты, когда дети особенно восприимчивы к обучению определённым навыкам и знаниям. Многие педагоги и родители отмечают, что в эти периоды дети проявляют невероятную сосредоточенность и интерес к конкретным видам деятельности. Например, в возрасте от 1,5 до 3 лет дети активно осваивают языковые навыки, а в 2-4 года — навыки самообслуживания. Это время, когда важно предоставить ребенку возможность исследовать и учиться в своем темпе. Монтессори подчеркивает, что поддержка и создание подходящей среды могут значительно ускорить развитие ребенка. Родители, следуя этому подходу, замечают, что их дети становятся более независимыми и уверенными в себе, что в дальнейшем способствует их успешной социализации и обучению.

Вы помните, как ныли ваши мышцы после интенсивных физических упражнений?

Мышцы, как и весь организм вашего малыша, постоянно растут и изменяются. Поэтому пока существуют некоторые действия, которые ваш ребенок еще просто не в состоянии воспроизвести вследствие недостаточного развития костномышечной системы. Ему потребуется еще много лет роста и работы на пути к физическому совершенству.

Однако не стоит недооценивать потребность детей в ходьбе. Опыт показывает, что даже самые младшие из них способны проходить значительные расстояния, если делают это с удовольствием, согласно своему внутреннему ритму и желаниям. Нам остается лишь быть внимательнее — останавливаться, где им интересно, и продолжать движение, когда они готовы, — и прогулка обязательно нам очень понравится!

Чувствительность к социальным аспектам жизни. Вы чувствовали, что никто не понимает вас так, как вы сами понимаете себя? Малыш в основном осведомлен о своих собственных чувствах, желаниях, ощущениях. Особенность этого одного из основных сенситивных периодов заключается в том, что у ребенка в это время пока еще не развито правильное понимание других людей.

Умение понимать и принимать проблемы окружающих, быть внимательным приходит с возрастом. Это — привилегия взрослых. Новорожденный знает только себя. Потребуются многие годы общения и нашего внимания, чтобы малыш постиг науку быть членом коллектива.

Человек, которого вы любите всей душой, обидел вас. Что может быть больнее? Вы помните это даже спустя годы. Маленький ребенок крайне обидчив. Он воспринимает все происходящее очень непосредственно и сильно.

Согласно учению Монтессори, в этот сенситивный период чувства пока неподвластны ребенку: он еще не умеет, подобно взрослым, их контролировать и выражать. Обида может затаиться в его душе или выразиться в капризах, непослушании, демонстративном поведении.

Был ли в вашей жизни человек, которого вы обожали и на которого старались походить? Ребенок учится жить, имитируя поведение окружающих его взрослых.

В этот сенситивный период для дошкольника абсолютным образцом, своего рода «живым идолом» становятся его родители. Он повторяет их действия, копирует их отношение к жизни и хранит все в своей памяти. Он все это применит, когда начнет взрослеть.

Поэтому посмотрите на себя глазами вашего ребенка и сделайте правильные выводы.

Чувствительность к малым предметам. Вы замечали, как порой капля росы, ярко вспыхнувшая под лучом солнца, заставляет нас забыть обо всем и в восхищении склониться к ней, чтобы разглядеть ее во всем великолепии, полюбоваться?

Для малыша в возрасте до трех лет, который уже начал ходить и исследовать окружающее его пространство, чрезвычайно интересны именно всякие мелочи — камешки, насекомые, пуговицы, бусинки и др. Интерес к большому миру придет немного позже.

Стремление учиться с помощью органов чувств. Знакома ли вам разница ощущений: рассматривать чудесный цветок на картинке — и увидеть его воочию, вдохнуть его аромат, коснуться прохладных лепестков? Слушать рассказы специалистов о пении соловья — и самому наслаждаться причудливыми трелями в тишине майской ночи?

Наш неутомимый исследователь активно использует органы чувств. Ощущения малыша чрезвычайно остры. Запахи, звуки, цвета, прикосновения и вкус — все ново и волнующе для него. Он изучает окружающий мир при помощи физического контакта с составляющими его предметами.

Эти знания ему абсолютно необходимы, чтобы активно развиваться и наилучшим образом чувствовать себя в любой обстановке.

Имея представление об основных сенситивных периодах развития, помните, что эти возрастные границы не являются абсолютными и по-своему проявляются у каждого ребенка!

Сензитивные периоды в развитии ребёнкаСензитивные периоды в развитии ребёнка

Вопрос-ответ

Какие сенситивные периоды выделяла Мария Монтессори?

Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития: сензитивный период развития речи (0-6 лет), сензитивный период восприятия порядка (0-3 года), сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет).

Сензитивные периоды в развитии ребёнкаСензитивные периоды в развитии ребёнка

Каковы 4 сенситивных периода по Монтессори?

Мария Монтессори выделила четыре основных сенситивных периода: сенситивный период порядка, языка, развития чувств и движения. Сенситивный период порядка проявляется в период между рождением и шестью годами.

Что такое сензитивный период дошкольного возраста?

Сензитивный период — это время особой восприимчивости ребёнка к той или иной деятельности. Если ребёнок не овладевает определённым видом знаний и умений в этот период, он уже не сможет так легко и быстро обучиться ему в будущем.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на индивидуальные интересы вашего ребенка. В сенситивные периоды дошкольного возраста дети проявляют особую восприимчивость к определенным видам деятельности. Наблюдайте за тем, что вызывает у него наибольший интерес, и предоставьте возможности для изучения этих тем.

СОВЕТ №2

Создайте обогащенную среду. Убедитесь, что пространство, в котором находится ваш ребенок, наполнено разнообразными материалами и игрушками, которые способствуют развитию навыков. Это может быть как сенсорная игра, так и творческие занятия, которые помогут ребенку исследовать мир.

СОВЕТ №3

Будьте терпеливы и поддерживайте самостоятельность. Важно позволить детям исследовать и учиться на собственном опыте. Не спешите вмешиваться, когда они сталкиваются с трудностями, дайте им возможность решать задачи самостоятельно, что поможет развить уверенность в своих силах.

СОВЕТ №4

Регулярно общайтесь с педагогами и специалистами. Если ваш ребенок посещает детский сад или развивающие занятия, поддерживайте связь с воспитателями. Они могут дать полезные рекомендации о том, как лучше всего поддержать развитие вашего ребенка в его сенситивные периоды.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации