Глубоко заблуждаются те родители, которые отрицают наличие психологических причин простудных заболеваний у малышей, полагая, что ОРЗ всего лишь следствие переохлаждения. Психосоматика простуды у детей столь же очевидна, как и психосоматика любых других заболеваний, возникающих на нервной почве. Психосоматическим причинам детской простуды и посвящен этот материал.
Психология болезни простуда: психосоматические причины
К простудным заболеваниям относят ринит, фарингит, трахеит, бронхит. Они встречаются в самостоятельном виде или в различных сочетаниях. Эти болезни присутствуют практически у всех детей, а их основными симптомами являются насморк и кашель. Выделяется особая категория детей, которые часто болеют ОРЗ. Они отличаются ослабленным состоянием и сниженным иммунитетом.
Психосоматика простудных заболеваний у детей связана с неблагоприятной психологической и социальной обстановкой в семье. Обычно родители воспитывают их в строгости и с чрезмерной опекой или, наоборот, все позволяют и считают их идеальными. В более чем половине случаев психология такой болезни, как простуда развивается на фоне нарушенных отношений «мать-ребенок».
Насморк, кашель могут возникнуть по разным причинам (в связи с заражением инфекцией, переохлаждением, контактом с парами раздражающих веществ). Психологическими причинами простуды являются глубокие обиды и унижения. Органы дыхания чутко реагируют на изменение самооценки и чувство собственного достоинства. При эмоциональных потрясениях, сопровождающихся оскорблениями и ущемлением чувства собственного достоинства, сразу отмечается заложенность носа или появление слизистого отделяемого (насморка). При конфликтах с близкими людьми появляются насморк и першение в горле. Подобная реакция может быть и на внутренний конфликт, когда накапливаются недовольство в связи с невысказанными обидами, стыд и появляется отчаяние. В этом случае чихание, насморк и кашель выступают как средство высказывания и попытка нейтрализовать конфликтное состояние.
Главная причина психосоматики простуды заключается в том, что ребенку не позволяют в семье быть самим собой. Он вынужден изображать послушание, соответствовать требованиям взрослых, заниматься тем, что ему неинтересно, и блокировать свои желания мышечным напряжением.
Насморк может сопровождать растерянное состояние, когда ребенок оказывается в сложной или незнакомой ситуации. Он ощущает свою беспомощность и защищается от обстоятельств таким образом.
У маленьких детей психосоматика простуды и насморка развивается при недостаточном внимании со стороны близких, в первую очередь родителей. С появлением недомогания ребенка сразу окружают заботой, начинают с ним мило разговаривать, лечат и ласкают. Если ранее между ребенком и родителями или только между родителями был конфликт, то на период болезни о нем все забывают. Как только ребенок выздоравливает, в семье все возвращается в привычную колею, возобновляются ссоры между родителями, появляются претензии к ребенку, атмосфера становится напряженной. Ребенку хочется вернуть то состояние, когда родители были спокойны и мило улыбались, семья была объединена, и он вскоре вновь заболевает ОРЗ.
Врачи отмечают, что психосоматика играет значительную роль в возникновении частых простуд у детей. По мнению специалистов, эмоциональное состояние ребенка может оказывать влияние на его иммунную систему. Стрессы, тревожность и неуверенность могут снижать защитные функции организма, делая его более уязвимым к вирусам и инфекциям. Педиатры подчеркивают важность создания комфортной и безопасной эмоциональной среды для детей. Регулярное общение с родителями, занятия спортом и творчеством, а также обучение навыкам управления эмоциями могут помочь укрепить психическое здоровье и, как следствие, улучшить физическое состояние. Важно помнить, что здоровье ребенка — это комплексный процесс, в котором психоэмоциональные факторы играют не последнюю роль.
Многие родители замечают, что их дети часто болеют простудами, и начинают искать причины за пределами физического здоровья. Психосоматика в этом контексте становится важной темой для обсуждения. Специалисты утверждают, что эмоциональное состояние ребенка может оказывать значительное влияние на его иммунитет. Стресс, тревога или даже подавленные эмоции могут ослаблять защитные силы организма, делая его более уязвимым к инфекциям.
Некоторые психологи рекомендуют обращать внимание на эмоциональную атмосферу в семье, так как она может отражаться на здоровье ребенка. Например, конфликты между родителями или недостаток внимания могут вызывать у детей чувство незащищенности, что, в свою очередь, может проявляться в частых заболеваниях.
Родители, осознавая эту связь, начинают работать не только над физическим состоянием своих детей, но и над созданием комфортной и поддерживающей среды. Это может включать в себя занятия с психологом, игры на развитие эмоционального интеллекта и просто больше времени, проведенного вместе. Таким образом, забота о психическом здоровье становится неотъемлемой частью общего благополучия ребенка.
Психология простудных заболеваний у детей
Если болезнь связана с переохлаждением или контактом с больным, то она тоже может оказаться психосоматической. Ведь не всегда по этим причинам она возникает. О психологии простудных заболеваний говорят, если часто болеют нерешительные, сомневающиеся в своих силах, легковнушаемые дети, которые верят многократно повторяемым родителями и бабушками словам: «оденься теплее, а то простудишься», «не пей холодное, а то заболеешь», «не сиди у окна, а то продует», «не трогай снег, а то переохладишься» и т.д. Во многих случаях ребенок воспринимает такие высказывания на веру и как инструкции, а в результате действительно постоянно болеет. Подобные предостережения со стороны взрослых поддерживают у ребенка также постоянную тревожность, беспокойство и опасения за свое здоровье. Это создает предпосылки для хронического стресса и напряжения иммунитета, который в конце концов ослабевает. В период болезни, когда обстановка в семье улучшается, ребенок может расслабиться и почувствовать комфорт. Это еще один повод для закрепления психосоматики простудных заболеваний на поведенческом уровне и повторения.
Насморку часто не придают значения, однако он способствует развитию воспаления в нижерасположенных отделах дыхательных путей и гаймориту. Заложенность носа приводит к затрудненному дыханию, нарушению обоняния и в некоторой мере сдерживает интеллектуальное развитие. Обонятельные клетки носа стимулируют умственное развитие, и их функционирование важно для гармоничного развития ребенка.
Заболевания нижних дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем (трахеит, бронхит), говорят о том, что ребенку трудно дышать. Это может быть связано с завышенными требованиями и чрезмерной опекой со стороны взрослых, с резко выраженной и несправедливой критикой. Требовательность в воспитании обычно проявляют строгие и эмоционально холодные родители, которые не учитывают интересов, возрастных особенностей и темперамента ребенка. В период болезни к нему относятся более мягко, и он получает поблажки. Таким образом, психосоматика простуды основывается на том, что ребенок находит способ выразить свои недовольство и обиды и получить возможность расслабиться и немного отдохнуть во время болезни.
Ребенок ощущает себя стесненным, он не может вдохнуть полной грудью и ощутить свободу. Из него вырывается только кашель, которым он пытается сообщить окружающим о своем положении. В подтверждение этого можно привести знакомый многим пример, когда хочется кашлять там, где это неуместно (в обществе, в городском транспорте), и попытка сдержаться только усиливает кашель, делает многократно повторяющимся и приступообразным.
Психосоматика частых простудных заболеваний может стать причиной того, что ребенок может и по причине многочисленных запретов и ограничений. Он ограничивается в своих проявлениях, так как боится расстроить родителей или подвергнуться критике и наказанию. В этом случае постепенно ухудшаются подвижность грудной клетки и грудного отдела позвоночника, возникают мышечное напряжение в этих частях тела и ухудшение кровоснабжения и нервной регуляции соответствующих органов. Это уже является предпосылкой для нарушения функции внутренних органов и присоединения инфекции.
Для родителей детский кашель является сигналом. Он призывает их обратить внимание на состояние ребенка и услышать его желания и протесты. Психосоматика кашля при простуде — это повод для чрезмерно заботливых родителей перестать опекать свое чадо и приобщить его к жизни, научить быть свободным и не бояться трудностей.
Таким образом, можно побороть психосоматику частых простуд, вернуть здоровье ребенку и помочь преодолеть ему комплекс неполноценности. Его личностные качества, ограничения, связанные с воспитанием и болезнями, выделяют его среди других детей в коллективе. Это добавляет ему неуверенности, нерешительности, сомнительности, снижает коммуникативные навыки, память, способность к сосредоточению и вниманию. Со временем у ребенка появляется много проблем в детском саду или школе. Не желая оказываться в сложных ситуациях и не имея сил и опыта преодолевать их, он подсознательно стремится оказаться в болезненном состоянии.
Для детей дошкольного возраста с повторяющимися простудами характерны повышенная утомляемость, тревожность, зависимость от мнения других, боязливость. Часто пребывание в одиночестве, вне детского коллектива приводит к замкнутости и раздражительности. Эти черты характера обособляют ребенка среди детей, становятся причиной психосоматики простуды, понижают работоспособность в коллективе и заставляют его стремиться к уединению, а значит — вновь к болезни. Таким образом, простудные заболевания становятся типичными психосоматозами, и выбраться из этого круга сложно.
Психосоматика постоянных простуд характерна для детей, которые начали посещать детский сад. В первые дни они могут капризничать и заболеть в связи с изменением привычного образа жизни и разлукой с близкими. Затем обычно большинство детей приспосабливается к новым условиям и детскому коллективу. Если ребенок говорит, что не хочет отправляться в детский сад, остается там, в слезах, а в конце дня приходит домой грустный, то значит, ему некомфортно там. В этом случае ОРЗ ребенка могут быть психосоматическими, как средство избежать посещения детского сада и остаться дома в привычной обстановке.
Вопрос-ответ
Как понять, что простуда психосоматическая?
Чтобы понять, что простуда психосоматическая, обратите внимание на связь между эмоциональным состоянием и симптомами. Если вы часто болеете в периоды стресса, тревоги или эмоционального напряжения, а физические симптомы не соответствуют тяжести заболевания или не поддаются обычному лечению, это может указывать на психосоматическую природу простуды. Также стоит учитывать, что такие состояния могут сопровождаться другими психоэмоциональными проявлениями, такими как усталость, раздражительность или депрессия.
Как понять, что у ребенка психосоматика?
У детей психосоматические симптомы могут включать: боли в животе, особенно перед важными событиями или в стрессовых ситуациях, головные боли, не связанные с травмами или инфекциями, нарушения сна, такие как трудности с засыпанием или частые пробуждения.
Почему ребенок часто кашляет психосоматика?
Частый кашель у ребенка может быть связан с психосоматическими факторами, такими как стресс, тревога или эмоциональное напряжение. В таких случаях кашель может служить способом выражения внутреннего дискомфорта или реакции на стрессовые ситуации, например, изменения в семье, школе или социальной среде. Психосоматические проявления часто требуют комплексного подхода к лечению, включая работу с психологом и создание поддерживающей атмосферы для ребенка.
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Частые простуды могут быть связаны с его стрессом или тревожностью. Создайте комфортную атмосферу дома, где ребенок сможет открыто делиться своими переживаниями и чувствами.
СОВЕТ №2
Уделяйте внимание режиму дня и полноценному сну. Недостаток отдыха может ослабить иммунную систему. Постарайтесь установить регулярное время для сна и пробуждения, а также включите в распорядок дня время для активных игр и прогулок на свежем воздухе.
СОВЕТ №3
Следите за питанием ребенка. Убедитесь, что в его рационе достаточно витаминов и минералов, особенно витамина C и цинка, которые поддерживают иммунитет. Включайте в меню свежие фрукты, овощи и продукты, богатые полезными веществами.
СОВЕТ №4
Регулярно занимайтесь с ребенком дыхательными упражнениями и физической активностью. Это поможет укрепить его иммунную систему и улучшить общее состояние здоровья. Применяйте игры и занятия, которые будут интересны вашему ребенку, чтобы он с удовольствием участвовал в них.