Негативные психологические факторы провоцируют возникновение самых разных болезней. В том числе и бронхиальную астму у детей: психоматика этого заболевания имеет прочное научное обоснование. В большинстве случаев психосоматическими причинами бронхиальной астмы являются конфликтные ситуации, на которые возникает соответствующая реакция организма.
Психологические особенности детей, больных бронхиальной астмой
Бронхиальная астма — это хроническое заболевание, сопровождающееся приступами кашля с удушьем, которое часто встречается у детей и подростков, особенно мальчиков. Чаще всего впервые проявляется оно в пятилетием возрасте. В подростковом возрасте примерно у половины больных детей отмечается значительное стойкое улучшение. Бронхиальная астма относится к психосоматическим заболеваниям, а ее причины связаны с недостатком любви к ребенку и неудовлетворенностью семейной жизнью родителей. Кашель, сопровождающийся спазмом бронхов, возникает у ребенка как протест против сложившейся ситуации. Приступы психосоматической бронхиальной астмы провоцируют конфликты и бурные выяснения отношений между родителями, алкоголизм отдельных членов семьи, непонимание ребенка в каких-либо ситуациях.
Во время приступа психосоматической астмы у ребенка появляется одышка с шумным продолжительным выдохом, учащается дыхание, отмечается кашель с выделением небольшого количества вязкой прозрачной мокроты. Ребенок путается, страдает от недостатка воздуха, а кожа у него синеет. Можно заметить, что в дыхании участвует вспомогательная мускулатура — во время вдоха втягиваются мышцы шеи, живота, межреберные мышцы. Задыхающийся ребенок не может говорить, а возникший страх делает приступ бронхиальной астмы более тяжелым. В некоторых случаях приступ астмы как психосоматического заболевания затягивается до нескольких дней и принимает вид астматического статуса.
Психологические особенности детей, больных бронхиальной астмой, заключаются в том, что многие из них не осознают своей болезни. Они не замечают своего поведения и реакции в ответ на провоцирующие факторы, а обращают внимание только на сопутствующие астматическому приступу симптомы — ухудшение самочувствия, слабость, повышение температуры тела. Они не замечают реакций тела, связанных с дыханием, а переживают негативные эмоции — плохое настроение, раздражение, свою неполноценность, страх. Наиболее ярко выражено недовольство собой у подростков.
Врачи отмечают, что психосоматика бронхиальной астмы у детей часто связана с эмоциональным состоянием ребенка и его окружением. Психологические факторы, такие как стресс, тревога и подавленные эмоции, могут способствовать обострению астматических симптомов. Специалисты подчеркивают, что дети, испытывающие страхи или напряжение в семье, могут проявлять физические реакции, включая затрудненное дыхание. Важно учитывать, что эмоциональное здоровье ребенка напрямую влияет на его физическое состояние. Психотерапия и работа с психологом могут помочь выявить и проработать скрытые эмоциональные проблемы, что в свою очередь может снизить частоту и тяжесть астматических приступов. Врачи рекомендуют комплексный подход к лечению, включающий как медицинские, так и психологические методы, чтобы обеспечить детям более качественную жизнь.
Психологические причины возникновения астмы у ребенка
Психологическими причинами астмы у ребенка могут быть стрессы, аллергические реакции, инфекции дыхательных путей, вдыхание холодного и загрязненного, особенно табачным дымом, воздуха, пахучих веществ. Бронхиальная астма в качестве психосоматоза развивается как определенная реакция организма на конфликтную ситуацию. Дети порой запоминают ее и вызывают намеренно, чтобы привлечь внимание окружающих или, например, сорвать урок. Для этого им достаточно напрячь мышцы грудной клетки, и изменить дыхание.
Пихосоматика астмы у детей изучена достаточно хорошо: такие малыши подвержены тревоге, особенно по поводу отношений. Они боятся отдалиться от того, к кому привязаны, но и стараются не сближаться, тяжело переносят разлуку. Как только привычная дистанция в отношениях нарушается, у них развивается приступ болезни. Провоцируют его также ситуации, связанные с выяснениями отношений, проявлением чувств.
У значительной части детей развивается невротическая реакция на приступы бронхиальной астмы, которая утяжеляет общую картину болезни. Эмоциональная неустойчивость, боязнь нового приступа, склонность к истероидным реакциям, озабоченность своим здоровьем часто способствуют формированию недоверия к врачу. Дети, у которых астма вызвана психологическими причинами, в общении проявляют эгоцентризм и мало способны к ролевому взаимодействию. У них наблюдаются демонстративное поведение, стремление оказаться в центре внимания, они хотят достичь успеха и добиться желаемого сразу, многого требуют. Такие дети переоценивают свою личность и при этом отличаются инфантильным поведением, могут проявить агрессию. При этом они очень впечатлительны и эмоциональны. Подростки, у которых бронхиальная астма вызвана психологическими причинами, имеют проблемы в отношениях с окружающими, так как они не умеют конструктивно разрешать конфликты.
Психосоматика бронхиальной астмы у детей вызывает множество обсуждений среди специалистов и родителей. Многие исследователи отмечают, что эмоциональное состояние ребенка может существенно влиять на проявление астматических симптомов. Стресс, тревога и подавленные эмоции часто становятся триггерами для обострения болезни. Родители замечают, что в периоды эмоционального напряжения, например, во время экзаменов или конфликтов в семье, состояние ребенка может ухудшаться.
Психологи подчеркивают важность создания комфортной эмоциональной среды для детей. Непонимание и отсутствие поддержки со стороны взрослых могут усугубить ситуацию. Важно не только лечить физические симптомы, но и работать с психологическими аспектами, помогая ребенку справляться с эмоциями. Многие специалисты рекомендуют проводить занятия по арт-терапии или дыхательной гимнастике, что способствует не только улучшению физического состояния, но и эмоционального фона. Таким образом, комплексный подход к лечению может значительно повысить качество жизни детей с бронхиальной астмой.
Психосоматические причины заболевания бронхиальной астмой
Истеродные проявления у больных бронхиальной астмой выражаются в том, что даже при незначительных волнении, изменении самочувствия или обиде появляются дрожь во всем теле или только в конечностях, ощущение кома в горле. Во всем они видят проявление болезни, поэтому сердцебиение и учащенное дыхание при физической нагрузке они принимают за начало астматического приступа, что может действительно его спровоцировать. Дети, у которых выявлены психологические причины возникновения астмы, постоянно сосредоточены на своих ощущениях и жалуются на них.
Спазм бронхов во время приступа болезни является проявлением внутреннего конфликта ребенка, который заключается в противоречиях «брать» и «давать». У него имеется потребность в любви и нежности и в то же время страх перед ними. Эта негативная эмоция не выражается словами, а проявляется шумным свистящим дыханием во время приступа. Таким образом, агрессия, заключенная в страхе, направляется против тела больного.
У астматиков развивается повышенная чувствительность к запахам, что может вызвать аллергию на разные вещества, в том числе имеющие для больного символическое значение.
Треть больных бронхиальной астмой росли в неполной семье, а четверть больных — в семье алкоголиков. Часто психосоматической причиной астмы у детей является развод родителей. Родители, чьи дети страдают бронхиальной астмой, имеют определенные черты. Для них характерны ревностность, претенциозность, подозрительность. Они не в состоянии воспитать ребенка здоровым, счастливым, вырастить его полноценной личностью. Пока ребенок еще мал, мать обычно запрещает ему плакать и кричать. Малыш растет с обостренной чувствительностью, повышенной возбудимостью, обидчивым, впечатлительным, тревожным. Он почти всего боится, настроение у него чаще всего эмоционально пониженное.
Поведение родителей во время приступа бронхиальной астмы, при котором они проявляют панику, растерянность, суетливость, кидаются на помощь ребенку и кричат, только усиливает проявление болезни. Таким образом, они усиливают негативные поведенческие реакции ребенка, вместо того чтобы действительно его успокоить, облегчить приступ, способствовать расслаблению мышц грудной клетки. Спокойствие любящих родителей и их уверенность в выздоровлении помогают улучшить состояние здоровья ребенка.
Вопрос-ответ
Почему у ребенка астма психосоматика?
Психосоматика астмы у детей представляет собой комплексное взаимодействие между психическими факторами и физиологическими процессами. Они могут привести к развитию и усилению симптомов болезни. Вот некоторые из возможных ее причин: стресс и эмоциональные факторы.
Какие эмоции вызывают астму?
Наиболее часто астму сопровождают тревожность и депрессия. Тревожность, в частности паническая атака, может влиять на дыхание. Как астма может усиливать чувство тревоги, так и тревога сама по себе утяжеляет течение астмы.
Почему у детей появляется бронхиальная астма?
Причины бронхиальной астмы у детей. Частыми причинами развития бронхиальной астмы у ребенка могут стать шерсть, перхоть, слюна животных (кошек и собак, хомяков, морских свинок, мышей и прочих грызунов). Спровоцировать заболевание может также сухой корм для аквариумных рыбок и насекомые (тараканы).
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Психосоматика часто связана с подавленными эмоциями, поэтому важно создать атмосферу, в которой ребенок сможет открыто делиться своими переживаниями и страхами. Регулярные беседы о чувствах могут помочь выявить скрытые проблемы.
СОВЕТ №2
Занимайтесь совместной физической активностью. Упражнения и игры на свежем воздухе не только укрепляют физическое здоровье, но и способствуют улучшению психоэмоционального состояния. Это может помочь снизить уровень стресса и тревожности у ребенка.
СОВЕТ №3
Работайте с психологом или психотерапевтом. Профессиональная помощь может быть очень полезной для понимания и решения психологических проблем, которые могут способствовать развитию астмы. Специалист поможет разработать стратегии для управления эмоциями и стрессом.
СОВЕТ №4
Создайте спокойную и безопасную домашнюю обстановку. Убедитесь, что в доме нет факторов, способствующих стрессу, таких как шум или конфликты. Спокойная атмосфера поможет ребенку чувствовать себя защищенным и расслабленным, что может снизить проявления астмы.