В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность. И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».
Типы одаренности детей и их особенности
Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:
- интеллектуальную;
- творческую;
- лидерскую;
- художественную;
- практическую;
- академическую;
- психомоторную.
Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.
Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.
Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.
Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.
Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.
Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.
Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.
Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.
Врачи отмечают, что одаренные дети обладают уникальными способностями, которые могут проявляться в различных областях, таких как музыка, математика или искусство. Однако, несмотря на свои таланты, такие дети часто сталкиваются с рядом проблем. Одной из основных является недостаток понимания со стороны окружающих, что может привести к социальной изоляции. Врачи подчеркивают важность создания поддерживающей среды, где одаренные дети смогут развивать свои способности без давления и стресса. Кроме того, они указывают на необходимость индивидуального подхода в образовании, чтобы учитывать особенности каждого ребенка. Психологическое здоровье таких детей также требует внимания, так как высокие ожидания могут вызывать тревожность и депрессию. Важно, чтобы родители и учителя работали вместе, создавая условия для гармоничного развития одаренных детей.
Примеры известных одаренных детей
Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн — с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».
Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску. Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному. В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.
Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность — это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек. Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.
Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.
Так называемая нормальная одаренность — это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.
Индивидуальные особенности развития личности одаренных детей
Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.
Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития. Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.
Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е. людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», — так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей. Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.
Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей. Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека — это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети. Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.
Одаренные дети вызывают много обсуждений среди родителей, педагогов и психологов. Многие отмечают, что такие дети часто обладают выдающимися способностями в одной или нескольких областях, будь то математика, музыка или искусство. Однако, помимо талантов, у них могут быть и особенности, такие как высокая чувствительность, стремление к справедливости и необходимость в глубоком понимании окружающего мира.
Некоторые родители сталкиваются с проблемами, связанными с социализацией своих одаренных детей. Часто они чувствуют себя изолированными от сверстников, что может привести к эмоциональным трудностям. Важно, чтобы взрослые поддерживали их, создавая условия для общения с единомышленниками и развивая их интересы. Педагоги также играют ключевую роль, помогая адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности таких детей. В конечном итоге, понимание и поддержка со стороны окружающих могут помочь одаренным детям раскрыть свой потенциал и преодолеть возникающие трудности.
Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития
Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку. Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.
Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.
Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками. В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем — насмешки со стороны одноклассников. Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку. В такой ситуации единственный выход — отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.
Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей. Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания. Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.
Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу. Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми. Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность — талант наслаждаться самим творческим процессом.
Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе. Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию. При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности. Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.
Вопрос-ответ
Какие бывают одаренные дети?
Одаренные дети могут проявлять выдающиеся способности в различных областях, таких как академические предметы (математика, науки, языки), искусство (музыка, живопись, театр), спорт или социальные навыки. Они часто обладают высокой интеллектуальной активностью, креативностью, способностью к абстрактному мышлению и глубоким интересом к определённым темам. Одаренность может быть как узкой, так и широкой, и такие дети могут нуждаться в особом подходе к обучению и развитию, чтобы реализовать свой потенциал.
Какие проблемы у одаренных детей?
Одаренные дети часто сталкиваются с рядом проблем, включая социальную изоляцию, трудности в общении со сверстниками, высокие ожидания со стороны родителей и учителей, а также недостаток подходящих образовательных программ. Они могут испытывать стресс из-за необходимости постоянно демонстрировать свои способности и могут чувствовать себя непонятыми или недооцененными в традиционной школьной системе. Кроме того, у них может возникать проблема с перфекционизмом и страхом неудачи.
Что такое одаренность 4-го типа?
Тип IV – Бросившие. Одарённые дети четвёртого типа испытывают гнев. Они злятся на взрослых и на себя, потому что система много лет не удовлетворяла их потребности, и они чувствуют себя отвергнутыми. Этот гнев может выражаться в подавленном состоянии и замкнутости, а также в агрессивном поведении и защитных реакциях.
Каковы особенности личности одаренного ребенка?
Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления. Согласно мнению Ж. Пиаже: «Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать».
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на индивидуальные интересы и способности вашего ребенка. Одаренные дети часто проявляют склонности к определенным видам деятельности, будь то музыка, математика или искусство. Поддерживайте их увлечения, предоставляя доступ к специализированным курсам или кружкам.
СОВЕТ №2
Создайте поддерживающую и стимулирующую среду для обучения. Одаренные дети могут испытывать стресс из-за высоких ожиданий, поэтому важно обеспечить им пространство для экспериментов и ошибок. Позвольте им исследовать свои интересы без давления на результат.
СОВЕТ №3
Обсуждайте с ребенком его чувства и переживания. Одаренные дети могут сталкиваться с проблемами социальной адаптации и эмоционального состояния. Регулярные беседы помогут им выразить свои мысли и чувства, а также научат справляться с трудностями.
СОВЕТ №4
Сотрудничайте с учителями и специалистами. Если ваш ребенок учится в школе, важно поддерживать связь с педагогами, чтобы они могли учитывать его особенности в обучении. Рассмотрите возможность консультаций с психологами или педагогами, специализирующимися на работе с одаренными детьми.