Иногда у детей настолько развито воображение, что они начинают не только разговаривать со своими игрушками, но и наделять их качествами, присущими людям. В этом случае идет речь об анимизме детского мышления, однако не нужно путать это явление с понятием «анимизм», введенным в науку английским культурологом Э. Тайлором. Анимизм ребенка имеет несколько другую природу.
Анимизм детского мышления – что это такое?
Для начала нужно уяснить, что это – анимизм детского мышления. Многие малыши в процессе своего взросления наделяют различные неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам. Данное понятие в психологии носит название «анимизм». Согласно мнению опытных детских психологов, подобное детское представление вполне приемлемое. Если детский анимизм присутствует у ребенка до достижения им пятилетнего возраста, он даже желателен.
Если развитие ребенка происходит без отклонений, то после пяти лет он постепенно осознает, что игрушки — это вещи, поэтому у них нет свойств, присущих живым существам. То же самое относится к вымышленному другу. Если же симптомы детского анимизма присутствуют и тогда, когда ребенок стал старше, то это уже повод серьезно насторожиться. Может оказаться, что это всего лишь фантазии, которые направлены на то, чтобы уйти от реальности. В этом случае все дело в родителях. Учитывая особенности детского анимизма, взрослым придется несколько изменить отношение к ребенку и обратить внимание на его проблемы, тогда дети сами перестанут наделять неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам.
Врачи, занимающиеся развитием детского мышления, отмечают, что анимизм является характерной чертой когнитивного процесса у детей. В этом возрасте дети склонны на赋予 неодушевленным предметам человеческие качества и эмоции. Это явление позволяет им лучше понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Специалисты подчеркивают, что анимизм способствует развитию воображения и креативности, что играет важную роль в формировании личности. Однако важно помнить, что чрезмерное увлечение анимизмом может привести к трудностям в восприятии реальности. Врачи рекомендуют родителям поддерживать интерес детей к фантазии, но также обучать их различать реальные и вымышленные ситуации, что поможет в дальнейшем развитии критического мышления.
Почему у ребенка присутствует детский анимизм?
Однако может случиться и такое, что психологическое развитие ребенка пошло не совсем в правильном направлении, начиная с определенного возраста. В этом случае анимизм дошкольников будет представлять собой следствие психического расстройства.
Родителям нужно осознать, что только от них зависит, как ребенок будет воспринимать окружающий мир. Здесь дело не только в их отношении к малышу, но и во взаимоотношениях друг с другом, в мировоззрении и словах. В детском возрасте надо с должной серьезностью отнестись к проявлениям анимизма. Ни в коем случае нельзя смеяться над тем, как ребенок одушевляет тот или иной предмет. Когда малыш верит в то, что его плюшевый мишка живой, ему очень сложно принять, что на самом деле это не так. Восприятие всего окружающего как живого — один из важнейших этапов развития психики личности.
Если родители стремятся направить развитие своего ребенка по рациональному пути и заставляют его смотреть на вещи, окружающие его, с прагматической точки зрения, то это лишит малыша возможности правильно развиваться в психической области.
В психологии встречались случаи, когда ребенок панически боялся собак, но при этом придумывал себе воображаемого щенка, чтобы таким способом справиться со своим страхом. Бывает и такое, что у ребенка очень строгие или же слишком занятые родители, поэтому он специально придумывает себе друга, который его понимает и во всем поддерживает. В некоторых случаях в общении с этим другом ребенок проигрывает свои отношения с мамой или папой, однако в их роли выступает он сам.
Зачастую малыш придумывает себе воображаемого друга, чтобы снять с себя ответственность за совершенный поступок и избежать наказания.
Анимизм детского мышления — это удивительное явление, которое проявляется в способности детей на赋予 неживым предметам человеческих качеств и эмоций. Многие психологи и педагоги отмечают, что в этом возрасте дети активно взаимодействуют с окружающим миром, создавая свои собственные мифы и истории. Они могут разговаривать с игрушками, считать их друзьями и даже переживать за их «чувства». Это не только способствует развитию воображения, но и помогает детям осваивать социальные навыки, учиться эмпатии и пониманию других.
Некоторые исследователи утверждают, что анимизм является важным этапом в когнитивном развитии, позволяя детям лучше понимать природу и окружающую среду. В то же время, родители и воспитатели должны поддерживать это стремление, создавая условия для игры и творчества. Важно помнить, что через анимизм дети не только развлекаются, но и учатся, формируя свои представления о мире и своем месте в нем.
Детский анимизм как форма воображения у дошкольников и подростков
До пятилетнего возраста ребенку надо позволить верить в то, что он сочтет нужным. Родителям при помощи анимизма даже можно извлечь определенную пользу: они смогут определить, как ребенок хочет играть, выяснить модель его поведения. С помощью такой формы воображения дошкольников, как детский анимизм, в сознание малыша можно заложить определенные общественные понятия и стереотипы.
Однако когда ребенок старше пяти лет проявляет анимистические характеристики, то родителям сначала необходимо тщательно разобраться с причинами подобного поведения. Зачастую малыш с помощью этого стремится справиться с определенными жизненными проблемами эмоционального плана.
Они могут быть связаны с различными жизненными явлениями. К примеру, семья переехала и ребенку приходится ходить в другой детский садик или школу, где он пока ни с кем не успел познакомиться. Вымышленный друг или одушевленные игрушки позволяют ему восполнить недостаток общения со сверстниками.
Если причина анимизма кроется в этом, родителям следует пересмотреть свои отношения с ребенком, так как это целиком их вина.
Анимизм в подростковом возрасте — серьезная проблема, на которую нельзя закрывать глаза. Если родители будут отрицать ее существование, то ситуация может стать еще более тяжелой. Это выльется в очередной внутренний протест, поэтому им надо пойти со своим отпрыском на компромисс. Мягко, но очень уверенно следует провести грань, которая не сформировалась в определенном возрасте. Однако это делают не через отрицание явления, а с помощью отделения его от мира людей.
Если же усилия не принесли необходимого результата, то нужно обратиться за помощью к психологу. Как говорят специалисты, даже из запущенного анимизма подростков можно извлечь определенную педагогическую пользу, если правильно подойти к этой проблеме.
Вопрос-ответ
Что такое анимизм как особенность детского мышления?
Анимизм детский (англ. Child animism) – склонность детей оценивать неживые объекты (напр. кукол) как живые. По-видимому, правильнее говорить об аниматизме, а не об анимизме.
Что такое анимизм у детей?
Анимизм — это вера в то, что неодушевлённые предметы способны к действиям и обладают качествами, подобными живым. Примером может служить ребёнок, верящий, что тротуар взбесился и заставил их упасть, или что звёзды мерцают на небе от счастья.
Что такое детский анимизм в психологии?
— Представления детей, согласно коим даже неживые объекты являются одушевленными. По данным американского психолога М. Берзонски, это особенно характерно для детей пятилетнего возраста и пропадает по мере дальнейшего социально-когнитивного развития.
Каковы особенности детского мышления по Пиаже?
Большую часть характерных черт детской логики Пиаже связывал с понятием эгоцентризма. Эгоцентризм — это особая познавательная позиция ребёнка по отношению к внешнему миру. Все объекты и явления внешнего мира ребёнок в возрасте до 7—8 лет рассматривает исключительно со своей точки зрения, с позиции «Я знаю».
Советы
СОВЕТ №1
Обратите внимание на игры и занятия, которые способствуют развитию анимистического мышления. Используйте игрушки и предметы, которые можно “оживить” в воображении ребенка, например, куклы или фигурки животных. Это поможет детям лучше понять мир вокруг них и развить творческое мышление.
СОВЕТ №2
Стимулируйте обсуждение эмоций и чувств, связанных с неодушевленными предметами. Задавайте вопросы, такие как “Как ты думаешь, что чувствует твоя игрушка, когда ты с ней играешь?” Это поможет детям развивать эмпатию и понимание, что даже предметы могут “иметь” свои истории.
СОВЕТ №3
Создавайте совместные истории, в которых неодушевленные предметы становятся главными героями. Это может быть как чтение книг, так и создание собственных рассказов. Такой подход развивает воображение и помогает детям осознать, что мир полон возможностей для фантазии.
СОВЕТ №4
Наблюдайте за тем, как ваш ребенок взаимодействует с окружающим миром. Обсуждайте его наблюдения и выводы, чтобы помочь ему осознать, что его восприятие мира уникально. Это укрепит уверенность в своих мыслях и чувствах, а также развивает критическое мышление.